Теория
Главный признак предложения - наличие грамматической основы (подлежащего и/или сказуемого): К утру цветы распустились. Утро. Похолодало.
Подлежащее - главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что?
Морфологические способы выражения подлежащего:
- Имя существительное, или другая часть речи, выраженная в значении существительного: Машина пришла вовремя
- Местоимение в именительном падеже: Я успел сесть на автобус.
- Неопределенная форма глагола : Жить - родине служить.(Пословица)
- Фразеологизм: В поле вышли от мала до велика.
- Цельное словосочетание: Прохор с Григорием запрягли лошадей. (М. Шолохов)
Виды сказуемых
1. Простое
а)Глагольное (пою)
2. Составное
а) Глагольное (начал петь)
б) Именное (стал певцом)
Тест
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из частей предложений или в одной из частей сложного предложения в тексте?
текст 1
(1) Предыстория
восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. (2) Они относятся
к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны
Карпатских гор. (3) От Карпат славяне двинулись на юг, северо-запад и восток,
образовав три ветви славянских племен. (4) Передвижения славян зависели от
других народов, прежде всего от литовских и угро-финских племен. (5) К числу
соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказали воздействие
на развитие восточнославянских племен. (6) Варяги постоянно взаимодействовали
со славянскими племенами, по землям которых проходил знаменитый торговый путь
«из варяг в греки».
1) они считаются (2 предложение)
2) которые оказали (5 предложение)
3) передвижения зависели от народов (4 предложение)
4) проходил торговый путь (6 предложение)
текст 2
(1) Известны три направления феодализации древнерусского общества. (2) Во-первых, происходило усиление влияния князя и обложение свободных общинников данью, постепенно перераставшей в феодальную ренту. (3) Так складывалась государственная собственность, получившая впоследствии название «черной». (4) Во-вторых, шло расслоение соседской общины, из которой выделялись крестьяне-землевладельцы, превращавшиеся потом в феодалов, и безземельные люди, труд которых 'присваивался землевладельцами. (5) В-третьих, собственники земли — феодалы — сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами.
1) известны направления (1 предложение)
2) происходило влияние (2 предложение)
3) складывалась собствностъ (3 предложение)
4) выделялись крестьяне-землевладельцы (4 предложение)
текст 3
(1) Вот заветная мечта — по возможности приблизиться у гармонии природы> к духовным высотам искусства и религии. (2) Реальные отношения и обстоятельства резко противоречили такому побуждению. (3) В приятном шуме «сложного крестьянского труда, неотделимости» от полей и лесных дорог Бунин нашел дорогие для себя примеры, воплотив их в небольшой повести «Антоновские яблоки», (4) Бунин умел без излишних подробностей ввести в человеческое внутреннее состояние и вместе с тем редкой поэтичностью красок раскрыть его нравственную сущность.
1) отношения и обстоятельства противоречили (2 предложение)
2) Бунин воплотил (3 предложение)
3) Бунин умел ввести (4 предложение)
4) Бунин умел раскрыть (4 предложение)
текст 4
(1) В ранних горьковских произведениях действовали социально конкретные лица — главным образом отвергнутые обществом босяки. (2) Критическая направленность рассказов об их горькой доле очевидна. (3) Не вызывает сомнений и значимость другого мотива. (4) В своем презрении к уродливым собственническим устоям деклассированный люд нес в себе стихийное, часто странно проявленное влечение к воле, свободе, столь дорогое даже в этом проявлении автору. (5) Все важные акценты проставляются, однако, только по мере открытия какого-то глубинного нерва человеческой души.
(6) Горький шел общей дорогой с современными ему писателями.
1) направленность очевидна (2 предложение)
2) не вызывает сомнений (3 предложение)
3) важные акценты проставляются (5 предложение)
4) Горький шел общей дорогой (6 предложение)
текст 5
(1) Реформируя государство, Петр I не мог не затронуть и церковь. (2) Как носитель государственной идеи Петр не допускал самостоятельности духовенства, среди которого было значительное количество противников реформ. (3) В 1718 году при замене приказов коллегиями была создана Духовная коллегия, или Святейший Синод, который сменил патриаршество. (4) С учреждением Синода церковь окончательно была включена в систему государственного аппарата и подчинена самодержавной власти.
1) Петр не мог (1 предложение)
2) Петр не допускал самостоятельности (2 предложение)
3) создана Духовная коллегия (3 предложение)
4) церковь была включена и подчинена (4 предложение)
Ответы
1-2
2-3
3-1
4-1
5-4