Навигация
Мини-чат
блок 11А
|
День 8Задание А9. Синтаксическая характеристика предложения.Теория Простое предложение - это предложение, которое имеет одну грамматическую основу. Простое предложение может быть осложнено:
Сложными называются предложения, которые имеют две или более грамматических основ: Стаи диких птиц, спасаясь от пожаров, проносились над деревней, а на закатах срывались страшные песчаные бури. (К.Г. Паустовский). По способу связи частей сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные Сложные предложения 1. союзные Тест Текст 1 Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста. (1) Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. (2) Они относятся к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны Карпатских гор. (3) От Карпат славяне двинулись на юг, северо-запад и восток, образовав три ветви славянских племен. (4) Передвижения славян зависели от других народов, прежде всего от литовских и угро-финских племен. (5) К числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказали воздействие на развитие восточнославянских племен. (6) Варяги постоянно взаимодействовали со славянскими племенами» по землям которых проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки». 1) простое осложненное 2) сложносочиненное 3) сложноподчиненное 4) сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью Текст 2 Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста. (1) Известны три направления феодализации древнерусского общества. (2) Во-первых, происходило усиление влияния князя и обложение свободных общинников данью, постепенно перераставшей в феодальную ренту. (3) Так складывалась государственная собственность,,получившая впоследствии название «черной». (4) Во-вторых, шло расслоение соседской общины, из которой выделялись крестьяне-землевладельцы, превращавшиеся потом в феодалов, и безземельные люди, труд которых присваивался землевладельцами. (5) В-третьих, собственники земли — феодалы — сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами. 1) простое осложненное 2) бессоюзное 3) сложносочиненное 4) сложноподчиненное Текст 3 Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста. (1) Вот заветная мечта - По возможности приблизиться к гармонии природы, к духовным высотам искусства и религии. (2) Реальные отношения и обстоятельства резко противоречили такому побуждению. (3) В приятном шуме «сложного крестьянского труда, неотделимости* от полей и лесных дорог Бунин нашел дорогие для себя примеры» воплотив их в небольшой повести «Антоновские яблоки. (4) Бунин умел без излишних подробностей ввести в человеческое внутрея нее состояние и вместе с тем редкой поэтичностью красок раскрыть его нравственную сущность. 1) простое осложненное 2) бессоюзное сложное 3) сложносочиненное 4) сложноподчиненное Текст 5 укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста. (1) Реформируя государство, Петр I не мог не затронуть и церковь. (2) Как носитель государственной идеи Петр не допускал самостоятельности духовенства, среди которого было значительное количество противников реформ. (3) В 1718 году при замене приказов коллегиями была создана Духовная коллегия, или Святейший Синод» который сменил патриаршество. (4) С учреждением Синода церковь окончательно была включена в систему государственного аппарата и подчинена самодержавной власти. 1) сложноподчиненное 2) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью 3) сложносочиненное 4) простое осложненное Ответы 1-3 2-1 3-4 4-1 5-1 Теория Односоставные - это предложения, в которых имеется только один главный член (подлежащее или сказуемое): Похолодало. Спешу домой. Тишина. Виды односоставных предложений: — С главным членом подлежащим — назывные: Белое безмолвие. — С главным членом сказуемым: 1) Определенно-личные (глагол в форме 1-го и 2-го лица): ... Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А.С. Пушкин) ЗАПОМНИТЬ: — вместо сказуемого можно подставить местоимение Я, МЫ, ТЫ, ВЫ; — сказуемое может быть только в форме настоящего или прошедшего времени. 2) Неопределенно-лычные (глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени или множественного числа прошедшего времени): В дверь стучат. Заговорили об этом неожиданно. ЗАПОМНИТЬ: — вместо сказуемого можно подставить местоимение ОНИ; — сказуемое может быть в форме настоящего (будущего) или прошедшего времени). 3) Обобщенно-личные (определенно и неопределенно-личные предложения, имеющие обобщенный смысл: Что посеешь — то и пожнешь. Цыплят по осени считают. ЗАПОМНИТЬ: Обобщенно-личные предложения имеют форму пословиц. 4) Безличные (нет н не может быть подлежащего): Взгрустнулось. Способы выражения сказуемого в безличных предложениях: — безличный глагол (Подморозило.); — слово категории состояния (Мне грустно.); — слово-предложение НЕТ (Нет правды на земле, но правды нет и выше. А. Пушкин); — глагол в неопределенной форме (Нужно прислушивать-ся к самому себе.) Тест Текст 1 (1) Чем лучше знаешь жизнь Пушкина, тем глубже и точнее понимаешь смысл его творений.(2) Вот главная причина, которая уже в течение нескольких поколений побуждает исследования. (4) В жизни Пушкина малозначительного нет. (5) Мелкая подробность позволяет иной раз по-иному понять и оценить всем известный стих или строчку пушкинской прозы. (6) Нет ничего оскорбительного для памяти поэта в том, что мы хотим знать живого, подлинного Пушкина, хотим видеть его человеческий облик во всем, что было в нем прекрасного н грешного, совсем не идеализируя его. (7) В этом отношении можно согласиться с Вересаевым, который сказал: «Скучно исследовать личность н жизнь великого человека, стоя на коленях». (8) Дорогой нам всем образ станет еще ближе и дороже, когда вплотную подойдут к творчеству поэта н пытливо будут вглядываться в его человеческие черты. (Н. Раевский) 1) Среди предложений текста найдите сложное(ые), в состав которого(ых) входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номер(а) этого (их) предложения(ии) 2) Среди предложений текста найдите сложное (ые), в состав которого! ых) входит односоставное определен но-личное. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ии) 3) Среди предложений текста найдите сложное(ые), в состав которого(ых) входит односоставное безличное. Напишите номер(а) этого(их) предложення(ий), 4) Найдите простое безличное предложение. Укажите его номер. Ответы 1-8 2-1 3-6,7 4-4 Текст 2 (1) День жаркий, но воздух чист и ароматен. (2) Солнце усердно нагревает темно-серые стены большого, неуклюжего дома, стоящего вдали от прочих деревенских изб. (3) Об архитектуре его можно сказать только одно: вероятно» он был не-достроен, когда его покрыли крышей. (4) Окна маленькие, редкие» наглухо заперты, (б) У дома есть и сад» но он нисколько не защищает его от солнца. (6) Кроме кустов сирени и акации» не вижу никаких дерев. (7) Впрочем, в нем найдется все необходимое для деревенского сада: крытая аллея из акаций, с беседкой, несколько дряхлых скамеек, расставленных на дурно выметенных дорожках; в стороне — гряды с клубникой, а по забору тянутся кусты смородины и малины. (8) Полусгнившая терраса с колоннами и деревянными перилами, выкрашенными белой краской, выходит в сад, и от нее тянется дорожка. (9)Она спускается вниз к небольшой реке, которая сплошь покрыта болотными лилиями. (10)Через речку перекинули узенький мостик. (11)Переходящему его нужно иметь достаточный запас мужества, потому что местами доски сгнили, а остальные прыгали от прикосновения. (12)Но за смелость свою он щедро награждался, очутившись в прекрасном лесу вместо унылого, обнаженного сада. (13)Огромные деревья заменяли здесь беседку и крытую аллею, зеленая мягкая трава с цветами — сгнившие деревянные скамеечки. (14)Тут так все дышало весело и роскошно, как будто не маленькая река, а целое море разделяло два сада. (Н. Некрасов) 1) Среди предложений текста найдите сложное(ые), в состав которого(ых) входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номер(а) этого(их) предложений. 2) Среди предложений текста найдите простое односоставное определенно-личное. Напишите номер(а) этого(их) предложениями). 3) Среди предложений текста найдите сложное(ые), в состав которого(ых) входит односоставное безличное. Напишите номер(а) этого(их) предложений. 4) Найдите простое неопределенно-личное предложение. Укажите его номер. Ответы 1-3 2-6 3-3,11 4-10 Текст 3 (1) Сожженная в нашествие французов Москва стала понемногу оживать. (2) Первый удар колокола после пятинедельного молчания, вслед за выходом французов из города, раздался на церкви Петра и Павла в Замоскворечье. (3) Его сперва робкий, потом торжественно-громкий звон услышали. (4) Другие уцелевшие колокольни, ближние и дальние, стали ему вторить. (5) Народ с радостным умилением бросился в церкви, чтобы отпраздновать освобождение от неприятеля. (6) Все чаще стали толковать об освобождении Москвы. (7) В город хлынули всякого рода рабочие, плотники, каменщики, столяры и маляры; за ними явились мелкие, а потом и крупные торговцы. (8) Толковали, что в первую неделю пожаров в Москве было страшно. (9) Сгорело, по счету полиции, до восьми тысяч домов; всего же за пять недель сгорело около тридцати тысяч зданий и осталось в целости не более тысячи домов. (10) Из пригородных деревень стали подвозить лес для построек, припрятанные съестные припасы и всякий товар, уже увезенный из Москвы. (11) Хозяева разрушенных, сожженных и ограбленных домов занялись возобновлением истребленных и попорченных зданий. (12) И вот, наконец, слышу: застучал среди пустынных еще улиц топор, зазвенела пила - жизнь продолжалась! 1) Среди предложений текста найдите сложное(ые), в состав которого(ых) входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номер(а) этого(их) предложений. 2) Среди предложений текста найдите сложное, в состав которого входит односоставное определенно-личное. Напишите номер этого предложения. 3) Среди предложений текста найдите сложное(ые), в состав которого(ых) входит односоставное безличное. Напишите номер(а)этого(их) предложений. 4) Найдите простые неопределенно-личное предложения. Укажите их номера. Ответы 1-8 2-12 3-5,8 4-3,10 |
Знаете ли вы что
Результат ЕГЭ
Друзья сайта
Наш опрос
временный блок
//zdorov10.ucoz.ru//index/foto/0-172 |
||